А марийцы - молодцы! Их позитивный опыт возрождения бережного отношения к природе и верованиям предком - нам пример:
С. Власов
Одно время в Малмыжский военкомат во время призыва приезжали или делали заявку на призывников пограничники с дальневосточной заставы. Они отбирали служить к себе только марийцев, прекрасных следопытов, отличных стрелков и просто отчаянных парней.
- Как вам такая «национальная дискриминация»? - спросил я в начале нашей беседы жреца, Верховного карта Марий Эл А.И. ТАНЫГИНА во время его недавнего приезда на праздник Акпатыра.
- Её можно только приветствовать. В таком выборе пограничников нет ничего удивительного. Наш народ отличается свободолюбивым и независимым характером, веселым нравом, ему не откажешь в твердости и мужестве. Ведь как получалось? Марийцев пытались подчинить себе, покорить Казанское ханство, а потом войска Ивана Грозного. Однако всем им они оказывали мужественное сопротивление. И даже тогда, когда были взяты превосходящей силой марийские поселения на вятской земле, многие не подчинились, ушли дальше в леса. Как, например, в ваших краях основали село Мари-Малмыж. А жена местного князя Болтуша, когда он погиб в битве, с горя бросилась в реку, которая с тех пор носит ее имя - Шошма, но не сдалась на милость победителям. От нашего народа потребовались немалое мужество и стойкость, чтобы сохранить языческую веру.
Многим известно, что марийцы, как никто другой, дружат с природой и поклоняются ей. Это у нас в крови. Мы, как и все финно-угры, издревле жили среди лесов и рек. Из поколения в поколение марийцы, пытаясь постичь тайны природы и мироздания, наследовали многовековые наблюдения, знания и навыки по земледелию, животноводству, рыболовству, охоте, бортничеству. Не случайно у нас есть боги плодородия и пчеловодства. Наши предки, обитавшие среди величавых боров, сказочной красоты озер и лесов, непроходимых топей, обожествляли лес и считали его вместилищем богов, хранили и всячески оберегали.
В Марий Эл осталось немало живописных озер, священных рощ, и почти все они окружены поэтическими сказаниями и легендами. Даже перед корчевкой леса марийцы просили богов и местных духов проявить милость и простить их за нанесенный урон природе. Молельные рощи, сохранившиеся почти у каждой деревни, учат почитать природу, поклоняться ей, быть внимательными ко всему окружающему. Глубокие знания о природе, о приметах, о народной медицине и сейчас широко применяются в повседневной жизни, что дает порой повод несведущим людям обвинять едва ли не поголовно всех марийцев в различных наговорах и приворотах.
- И все же, Александр Иванович, кому и как поклоняются марийцы?
- Традиционная марийская вера, её также называют верой чимарий, была испокон веков в жизненном укладе нашего народа, ее связывают с сотворением мира и появлением прародителей марийцев.
Она основывается на вере в силы природы, которые человек должен почитать и уважать. Природой правит Верховный бог марийцев, которого именуют Поро Ош Кугу Юмо (добрый, светлый, великий бог). От него исходит живительная сила, энергия, гармонизирующая и одухотворяющая Вселенную. Верхним или небесным богам, среди которых есть еще Пурышто и Кудырчо Юмо (бог-громовик), в священных рощах посвящаются особые деревья - многовековые дубы или липы. Моление обязательно проходит у большого дерева, которое символизирует Древо Мира, связующее мир людей с Небом. Во время моления проходит обряд кормления Огня (Тул водыж). В костры жрецы бросают кусочки жертвенной пищи, ее ароматом будут питаться боги на небесах. А люди после окончания молитв тоже устраиваются на общую трапезу. Каждый жертвенник с приношениями посвящен определенному богу и предкам-покровителям.
- Как, к примеру, Акпатыру?
- Да, кроме природных богов, марийцы поклоняются духам предков и легендарным героям, родо- племенным богатырям, защитникам народа. Среди героев наиболее почитаем князь XI века Чумбылат, признанный божеством и считающийся покровителем марийского народа. В XVI веке прославился Белый Богатырь - Акпатыр. По инициативе предпринимателя Валерия Соловьева на его могиле в с. Большой Китяк Малмыжского района установлен памятник, и вот уже 12 лет отмечается день его памяти. Мы верим, что легендарные герои, как и боги, дают нам силы. На памятнике Акпатыру не случайно выбита надпись: «Дарующий силы марийцам». Конечно, язычество было распространено среди многих народов, в том числе у славян. Бог Юмо, Юмала - общее название божественного духа неба у прибалтов и финно-угров. Но только у марийского народа, несмотря на все преследования и лишения, языческая память оказалась неистребимой. Пройдя все гонения, мы остались, пожалуй, единственными и последними язычниками в Европе.
- Что происходило с язычеством на протяжении веков?
- В ХVI-ХVII веках марийцы и другие народы Поволжья, бассейна Вятки и Камы были включены в состав России. С этого времени началось их обращение в христианство. Прежде чем появились среди православных священнослужителей сторонники корректных и терпимых методов христианизации, были сожжены святилища, вырублены многие священные рощи, уничтожены кладбища с языческой символикой, в Сибирь сосланы жрецы с волхвами. Марийцев обращали в православие не для покорности царю небесному, а для покорности русскому императору. С давних времен существовали общенациональные моления марийцев на священной горе героя Чумбылата, что ныне находится в Советском районе Кировской области. Но в 1830 году гора была взорвана, запрещены общенациональные моления.
Не меньшим гонениям, чем во времена царизма, язычники подвергались в годы Советской власти. В гулаговских лагерях уже вместе с православными священниками оказались уничтожены тысячи жрецов и волхвов, просто приверженцев языческой религии. Лишь во время Великой Отечественной войны марийцам было разрешено ходить в кусото - священные рощи. Сталин разрешил провести мировое моление, посвящённое победе над Германией, собравшее десятки тысяч верующих и продолжавшееся дольше недели. Это событие врезалось в память народа как важная историческая веха.
- Не удивительно ли, что многие марийцы ходят в церковь, отмечают православные праздники и одновременно совершают языческие обряды?
- Мы веротерпимый народ, большинство марийцев принимает христианскую веру и посещает церкви, одновременно не забывая поминать в священных рощах своих предков и богов. В молениях мы желаем добра не только себе, но и соседям, другим народам. Тот же Валерий Аркадьевич Соловьев, организуя праздник Акпатыра, ставший межрегиональным фестивалем дружбы разных народов, строит разрушенный православный храм в с. Большой Китяк.
Конечно, как среди языческих, так и православных священников есть радикально настроенные, непримиримые сторонники одной веры. Однако во время визита в Йошкар-Олу патриарх Алексий II подчеркнул, что необходимо с уважением относиться к местным верованиям. У нас откровенные, доверительные отношения с епископом Йошкар-Олинским и Марийским Иоанном.
- В религиозных взглядах марийцев главенствует обожествление природы, бережное к ней отношение, экологическое сознание и представление о человеке как неотъемлемой части природы. Они перекликаются с воззрениями В.И. Вернадского, с его учением о ноосфере, с идеями гармоничного существования человека и природы. Многое в этих представлениях могли бы почерпнуть для себя современные поборники жизни в согласии и по законам природы. Не ожидаете ли в скором будущем интереса к марийской религии?
- Не в будущем, а уже в наши дни. Хотя кое-кто предрекал упадок марийской религии вместе с исчезновением патриархального сельского уклада. Ведь большинство картов являются сельскими священниками.
Однако все больший интерес к язычеству, и не только к марийскому, проявляют молодежь, интеллигенция, серьезные исследователи в нашей стране и за рубежом. Перед лицом глобального экологического кризиса особенно актуальны идеи миролюбия и гармонии в отношениях людей между собой и с природой, которые она несет. Люди в развитых странах начинают все отчетливее осознавать это. Марийцы же знают, как это делать на практике. Табу, установленные еще нашими предками, рано или поздно придется взять на вооружение. Вера запрещает убиение чада в чреве матери (аборт), запрещает уничтожение природы. Она наполнена любовью к матери-природе, своим предкам, уважением к старшим и стремлением к доброте и жизнеутверждению. Издавна запрещено убивать лебедей и журавлей. Один из главных языческих запретов гласит: «Нельзя уничтожать деревья, растения, птиц, пчел, бабочек: природа будет плакать, заболеет и погибнет».
- Каково состояние традиционной марийской религии сегодня?
- Она вышла из подполья только во времена перестройки и для все большего количества людей становится духовной потребностью. В 1991 году в Йошкар-Оле был создан Марийский религиозный центр «Ошмарий Чимарий», который сейчас я возглавляю. Он осуществляет религиозные ритуалы, массовые молебны, благотворительные, культурно-просветительные мероприятия.
Традиционная марийская религия как уникальное культурное наследие пользуется поддержкой властей. Более 300 священных рощ взяты под охрану республики. На окраине Йошкар-Олы правительство выделило участок земли в 13 гектаров для строительства главного капища республики, где будут проходить мировые моления. Там же будут построены просветительский центр, национальный этнографический музей, гостиница.
На состоявшемся в апреле этого года VIII Всемарийском съезде традиционная марийская религия получила официальное признание на самом высоком уровне. Съезд открылся с молитвы картов о благополучии марийского народа. От имени делегатов съезда было подготовлено обращение в ЮНЕСКО о включении марийских ландшафтных историко-культурных (религиозных) памятников в перечень объектов мирового наследия.
Мы никому не навязываем свои взгляды. Люди сами должны сделать выбор. Порой языческую веру обвиняют в архаических, устаревших представлениях. Но в своей религии и вере мы обращаемся не к прошлому, а к вечному, к тому, с чем пришел человек в этот мир.