Дискуссия в обществе на тему возвращения смертной казни удивительным (или закономерным?) образом совпала с серией новых нарушений элементарных прав граждан, которую продемонстрировали власти столицы на Хэллуин - плановый разгон несогласных, требующих соблюдения 31-й статьи Конституции РФ, милицейский погром в штабе Левого фронта (с нарушением ст.25 Конституции РФ), задержание активистов, протестовавших против деятельности Управления "Э" МВД РФ и так далее.
Итак, кто же у нас будет решать, ратифицировать или не ратифицировать Европейскую конвенцию, запрещающую смертную казнь, а также продлевать или нет мораторий на ее применение?
Вот, по мнению вице-спикера Государственной думы от "Единой России" (имеющей в думе конституционное большинство) Любови Слиски, смертная казнь в России будет введена.
"Я была всегда за введение смертной казни, потому что криминогенную ситуацию, которую мы получили за годы моратория, очень сложно будет привести к какому-то нормальному результату", - заявила она в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" и добавила, что "за тяжкие преступления в отношении детей, стариков, за тяжкие преступления в экономической сфере должна наступать смертная казнь".
Странным образом с партией власти солидаризируется и представитель КПРФ - президент РФ не сможет своим указом продлить мораторий на смертную казнь в России в том случае, если Конституционный суд РФ примет решение о ее восстановлении с 1 января 2010 года. Об этом заявил «Росбалту» зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Виктор Илюхин. Илюхин полагает, что у Конституционного суда нет другого выхода, как восстановить в России смертную казнь и тем самым «исполнить положения Конституции, которая предусматривает такой вид наказания».
Зампред подчеркнул, что указ о моратории на смертную казнь, подписанный в 1996 году президентом Борисом Ельциным, нельзя считать законным, поскольку «он приостанавливал действие соответствующего положения Конституции». «Был и остается только один выход - президент или парламентарии должны выйти с законодательной инициативой по изъятию статьи о смертной казни из Конституции, а также Уголовного кодекса», - пояснил Илюхин.
А теперь посмотрим, насколько внимательно читают парламентарии собственную Конституцию.
Статья 20 Конституции РФ гласит:
"1. Каждый имеет право на жизнь.
2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей".
Итак, Конституция рассматривает смертную казнь как исключительную меру, и исключительно касаемо преступлений против жизни. А Любовь Слиска, второй или третий человек в парламентской фракции, обладающей конституционным большинством, полагает, что "за тяжкие преступления в отношении детей, стариков, за тяжкие преступления в экономической сфере должна наступать смертная казнь". То есть введи Конституционный суд саму возможность применения в стране смертной казни, и слиски немедленно расширят ее применение и на экономическую сферу, и, надо думать, и на политику - например, за экстремизм. А что?..
Однако далеко ли ушел от Слиски очень квалифицированный юрист и очень неплохой человек Илюхин?
Статья 20 Конституции весьма недвусмысленно указывает на направление, в котором должен идти законотворческий процесс в отношении смертной казни - в сторону ее отмены. Однако по мнению Илюхина Конституционный суд должен «исполнить положения Конституции, которая предусматривает такой вид наказания». А каким образом Конституция предусматривает ретроградный процесс в направлении отмены смертной казни? Ведь уже принят мораторий на смертную казнь, и ее возврат будет означть движение вспять, не в сторону ее отмены. а наоборот. Где же тут исполнение статьи, которая гласит "смертная казнь впредь до ее отмены".
И где же требование Конституции непременно ввести смертную казнь, если в статье 20 ясно сказано "смертная казнь впредь (...) может устанавливаться федеральным законом". То есть может устанавливаться, а может и не устанавливаться. А вовсе не должна.
Конечно, можно весьма скептически относиться к указам покойного Бориса Ельцина, кстати, в равной степени такого же отношения заслуживает и Конституция РФ, принятая весьма спорным образом после расстрела парламента. Но другой конституции на сегодня нет, а указ Ельцина худо-бедно действовал все эти годы, и не позволял нашим далеко небезупречным судам отправлять людей на плаху. Другое дело, что практика внесудебных расправ с успехом заменила официальный расстрел, но кто знает, сколько людей невинно было бы подведено под высшую меру, если бы не этот указ.
Да и, если подумать, нет ли противоречия между 1-й и 2-й частями Статьи 20? Каждый имеет право на жизнь, но иногда не имеет?
И тут Илюхин прав - лучше бы вообще отменить статью о смертной казни вообще, оставив только 1-й пункт Статьи 20.
Однако как можно доверить нынешнему Государству Российскому решать, кому жить, а кому умереть? Когда даже видные парламентарии не в ладах с толкованием Конституции? А что требовать от рядового судьи? От присяжного заседателя?
Правда, некоторая доля оптимизма все же есть. Бывший председатель Конституционного суда РФ Владимир Туманов полагает, что в законодательстве России есть все основания для того, чтобы считать перспективу применения смертной казни нереалистичной.
"Остались все основания для того, чтобы считать, что смертная казнь применяться не должна", - сказал он в пятницу в эфире радиостанции "Эхо Москвы". Туманов пояснил, что применение смертной казни в России невозможно в связи с мораторием на высшую меру наказания, введенным в 1996 году указом президента Бориса Ельцина. "Есть Указ президента Ельцина, его может отменить только новый Указ президента... это, наверное, невозможно", - сказал Туманов.
Туманов подчеркнул, что снятие моратория с применения смертной казни может повлечь исключение России из Совета Европы. Он также заявил, что движение к окончательной отмене высшей меры наказания является стратегической целью России. "Развитие должно идти в направлении отмены смертной казни, если мы хотим развиваться в духе Конституции РФ", - сказал Туманов.
Однако г-н Туманов теперь уже бывший председатель Конституционного суда, с его либеральной мягкостью... А как решат судьи? Будет ли их решение чисто правовым или более политическим?
Путинское государство сегодня продолжает "завинчивать гайки", "медведевской либерализации" не случилось, скорее наоборот. И в этом движении введение смертной казни смотрится вполне органично. Мы видим, что ни Путина, ни Медведева чужая смерть нисколько не коробит, а своя собственная, наверно, видится им в весьма отдаленной перспективе. Отчего ж не "завинтить гайки" вплоть до... До срывания резьбы?
Мы видим, что в России не действует вся Глава 2 Конституции РФ "Права и свободы человека и гражданина". Не действует демонстративно и без каких-либо законодательных припудриваний. Статья 17, которой открывается Глава 2, вообще выглядит сегодня как издевательство:
"В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией".
Ага. Хотите получить по мордам? Зачитайте этот пункт Конституции милиционеру, когда он в метро потребует ваш паспорт.
В России органы правопорядка регулярно избивают задержанных, но до суда доходят только некоторые случаи, и то когда "органы" перестараются и либо убьют человека, либо сделают инвалидом. Тогда, при вмешательстве правозащитников, после долгих-долгих судебных разбирательство милиционеры могут получить условный срок. А чтобы милиционеры понесли наказание за рядовое избиение задержанного без тяжких повреждений? Да ладно вам...
Конкретный случай: разгром в штабе Левого фронта буквально вчера. Статус штаба - квартира. Кто без ведома владельца квартиры и, видимо, без ордера на обыск может врываться туда? С какого рожна изымаются компьютеры и жесткие диски, причем даже не устанавливается, кому лично они принадлежат? Почему находящиеся в тот момент в квартире люди обязаны следовать за неизвестно почему ворвавшимися к ним милиционерами, а при отказе идти им "шьют" неподчинение требованиям сотрудников милиции? Почему они оказываются избитыми, а один из них из отделения попадает в больницу?
Что мешает милиционерам в другой раз просто перестрелять всех находящихся в штабе Левого фронта, и заявить, что это произошло при попытке оказать сопротивление? Мне кажется, мешает только лень, больше ничего.
И в такой системе кто-то может хотеть введения смертной казни?
Я уже не напоминаю, что даже в СССР, когда порядка в "органах" было куда больше, по делу Чикатило было арестовано трое, а один - расстрелян. По ошибке. Бывает...
Но почему-то мне кажется, что смертную казнь восстановят. Потому что иначе и вопрос бы не поднимали. Потому что если бы хотели ее отменить совсем, то давно бы ратифицировали протокол номер 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод - что мешало, за столько-то лет?
Значит, зачем-то берегли возможность казнить. Значит, они этой возможностью воспользуются.