Форум проекта "Славянские рубежи"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум проекта "Славянские рубежи" » Русь языческая, до крещения » Стрибог - Стрый - Старый Бог


Стрибог - Стрый - Старый Бог

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Стрибог - в восточнославянской мифологии бог ветра, родившийся из дыхания Рода. Имя его восходит к древнему корню «стрег», что означает «старший», «дядя по отцу». Подобное значение встречается в «Слове о полку Игореве», где ветры названы «стрибожьими внуками».

Будучи повелителем ветра, Стрибог может вызвать или напротив прекратить бурю, или любое другое природное явление, связанное с ветром. Стрибог вместе с Перуном повелевает также громом и молнией. Перун и Стрибог – братья. Сам же постоянно живет в Окияне-море на острове Буяне и ежедневно создает 77 ветров, которые раздувает во все стороны света. Ветры те, могут реки высушить, и сокрушить леса темные.

Ветры, в особенности те, что вызывают смерчи, всегда были явлением таинственным и несколько пугающим. Славяне заклинали смерчи, призывали на помощь Перуна, бросали в них ножи, камни, били палками. Все ветры, тихие ли, сильные ли, ласковые ли – все они дети и внуки Стрибога. Имена их: Посвист, Сиверко, Подага, Полуденник и Полуночник.

С другой стороны, у славян известна концепция ветра как души (духа). Славяне отмечают день Стрибога в августе – 21-го числа. Жертвовуют обычно лоскуты, ленты, крупу, зерно, мука, кашу, хлеб, разбрасывая куски по ветру в поле, и вымаливая у него угодных для урожая ветров.

А вот еще одно свидетельство о Стрые:

Мы считаем, что в русских летописях – в пантеоне князя Владимира – названо вполне конкретное славянское прозвание этого старого Бога, Стрибог. Кто не помнит эпического: «Се ветри, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрыя полкы Игоревы»?

Впрочем, отсюда вовсе не следует, что сам Стрибог был богом ветров. Но стрибы-ветры – его потомки. А он – их древний прародитель, Дед.

М. Фасмер и О. Н. Трубачёв считают его имя заимствованием из древнеиранского *Srоbaγa- “возвышенный бог”. «Это имя толковалось как исконнослав. – “устроитель добра” – и сближалось со *strojiti (см. строить)… Но от *striti ожидалось бы *striibogъ» (Фасмер). Имя «Стрибог» часто пытаются истолковать как «старый бог» – дядя, тятя, отец, старший, опираясь на древнерусское стрый – «дядя по отцу». Последнее слово сравнивают с др.-инд. pнtşvyas «брат отца, дядя», авест. tűirya-, лат. patruus «брат отца, дядя», греч. πάτρως – то же, д.-в.-н. fatureo – то же, fetiro, нов.-в.-н. vetter «кузен, двоюродный брат».

Б. А. Рыбаков предполагал, что Стрибог не столько собственное имя, сколько эпитет, определение Единого, верховного божества как отца Вселенной: «Стрибог (“бог-отец”)... Род (“рождающий”) – эти слова могли означать одно патриархальное мужское божество, пришедшее на смену архаичным представлениям о Небесных Владычицах».
У болгар и боснийцев известно поверье, что ветер посылают людям Бог и святой Илья. Хорошо известно, что святой Илья заместил древнеславянского Перуна, связанного с грозой, а значит, и с ветрами. Кто же (или что) тогда «Бог»? Мы считаем, что именно Стрибога, «Старого/старшего бога», «Бога-отца» позднее стали называть именно Богом. О значимости этого великого бога говорит его место в перечислении языческих кумиров из летописей. Лишь реформа князя Владимира из конъюнктурных соображений отодвинула Стрибога на вторые роли.

Владимир, «…княжа в Киеве и постави кумир на холме вне двора теремного Перуна древяна, а голова его серебряна, а оус злат, и Хорса, и Дажьбога, Стрибога, и Семаргла, и Мокош».

В. Н. Татищев со ссылкой на Мацея Стрыйковского и изъятия из «рускаго древняго летописца» указывает, что у славян были: «1) Перун, грома бог, ему же неугасаемая жертва от дров дубовых, яко у грек и римлян Юпитеру содержана, 2) Стрибо, 3) Мокос, скотов [бог. – Авт.], 4) Хорс, 5) Дидо, богиня брака и любви, 6) ея сын Ладо, или Лело, равный Купиде, 7) Тор, 8) Купало и пр.»

В средневековых поучениях против язычества находим жалобу, что в народе-де «кумирьскую жертву ядять... верують Стрибога, Даждьбога и Переплута, иже вертячеся ему пiють в розех». Таким образом, почитание Стрибога продолжалось и много позже официального введения христианства на Руси.

Стрибог – хозяин пространства и неба. Ветры, внуцы Стрибожи – то, что деятельно заполняет и определяет пространство. Сказки приписывают ветрам всеведение (по крайней мере, прослеживается некая связь с судьбой). Всем памятна сказка А. С. Пушкина о спящей царевне и семи богатырях, где королевич Елисей узнает о судьбе своей суженой от Ветра. В мифах многих народов они переносят вести и волю богов. В «Слове о полку…» – поход Игоря неудачен и направлен на нарушение порядка и единства как в Русской земле, так и в степи. И Стрибог гневается, через своих внуков предвещая беды, написанные ослушникам «на роду». Его внуки-ветры разгоняют тучи, очищают небо, символически участвуют в борьбе. Они имеют стрелы-молнии и копья.

Как отмечено в словаре «Славянские древности», ветер – воплощение жизненной силы, дыхания, в славянском мировоззрении связан с жизнью и смертью. С воздухом, духом, ветром славяне соотносили саму жизнь. В апокрифах говорится, что Бог вдыхает в человека душу. Воздух описывали как дыхание, дуновение, ветер. Дуновение же и дыхание связано с зарождением жизни, животворящим духом: «Душа, представляемая как дыхание, отождествлялась с воздухом, паром, ветром, вихрем». Кстати, по В.В. Колесову: «В разговорной речи Древней Руси родъ – рождение, порождение». Испускание же духа – «тут из него и дух вон» – трактовалось как смерть.

0

2

Ветер, Ветер - ты могуч!

Что мы знаем о ветре? Если задуматься над этим, то выяснится, что у большинства из нас эти знания ограничиваются, в лучшем случае, умением определить направление ветра, у обычного же человека они не выходят за рамки прогноза погоды. А между тем, в древности люди различали множество разновидностей ветров, ветрам давали красивые поэтичные имена, их сравнивали с богами.

Ветер – это одна из мировых стихий. Именно со стихией ветра у многих народов связано возникновение мира, которое описывается в мифах как вдувание духа Верховного Божества в его создания. Возможно, связывание ветра именно с Верховным Божеством природы было вызвано тем, что само возникновение ветра рождало у человека неразрешимые логические противоречия и поэтому казалось ему беспричинным, т.е. идущим от самого Творца (как в той присказке: «Почему ветер дует?»– «Потому что деревья качаются.», -«А почему деревья качаются?» – «Потому что ветер дует.»).

Но, оказывается, ветер не только в мифах имеет причастность к возникновению народов. Так, считалось, что прародителями ариев (от которых произошли европейские и индийские народы) были люди, которых древние греки называли Гипербореями (в переводе с греческого: «за северным ветром», - предположительным местом их обитания). Это имя породило легенду о существовании страны Гипербореи, которая сравнивалась с легендарной Атлантидой. Считалось, что людям из Гипербореи было доступно Древнее Знание, и были они всесильны и могущественны, подобно Богам.

В других поверьях ветрами управляли боги смерти, ветер переносил души умерших в загробный мир. Так, например, у индейцев считалось, что шаман мог, войдя в состояние транса, воспарить под звуки бубна вслед за душой только что умершего человека, чтобы узнать нечто такое, чего никто не знает в мире живых. Есть еще поразительная схожесть напевов людей, до сих пор живущих племенами (аборигенов Австралии, наших северных народов), с мелодией вера. Эта гипнотическая музыка, с единообразным повторением мотивов, то утихая, то вновь усиливая свое звучание, вводит человека в миросозерцательное умонастроение – как бы в состояние легкого транса. Индейцы верили, что в этом состоянии каждый человек может общаться с ветром.

В Средние Века в Европе считалось, что вызывать ветра могли только ведьмы. Многие женщины сами верили в свою силу управления ветрами. Таких колдуний боялись. Моряки перед плаванием заходили к ним, чтобы купить себе попутный ветер – «ведьма» записывала его название на листе бумаги и отдавала моряку. Очень наглядно эти представления описаны в повести М. Твена «Принц и нищий», где женщину, подозреваемую в колдовстве, заставляют снять обувь и распустить волосы, для того чтобы проверить ее способности вызывать ветер.

У древних греков богом ветра считался Эол. Жил он на скалистом острове Эолия (близ Сицилии). Детей у Эола было много, и каждый из них олицетворял собой какой-то определенный ветер. Благоприятствующие (добрые) ветра были у греков в особой чести. Так, более всех почитались: Зефир – бог западного ветра (первоначально воспринимался как губительный, затем стал ассоциироваться с мягким, добрыми ветром); Нот – южный ветер (его еще именовали «быстрый»); Борей – северный ветер (не суливший никаких особенных разрушений, и потому считавшийся добрым). Злые ветра, несущие разрушения, ливни и бури, считались воплощением темных сил (порождением чудовища Тифона, сброшенного под землю).

Почитали ветер и у древних славян. Верховный бог ветра – Стрибог (от древнего корня «стрег», означающего «старший»), сын верховного бога Рода, имел множество сыновей и внуков, каждый из которых отвечал за какой-то определенный ветер. Так, Посвист – считался богом бури, Сиверко – ветром Севера, несущим холод, но добреющим к лету, Погода – добрым богом южного ветра, Полуденик и Полуночник – ветрами дня и ночи (вероятно, предрассветные и предзакатные ветра).

По народным преданьям считалось, что у ветров есть жены. Так, чтобы заказать себе попутный ветер, поморы делали зарубки на особой палочке, произнося при этом некоторые заклинания. Заклинания сводились к возданию хвалы жене «нужного» ветра, и поругании жены ветра противоположного. После чего палочку надлежало бросить в воду. Часто непопутные ветры связывались именно с женским началом. Так, у моряков Индонезии была примета : чтобы изменить ветер на попутный морякам нужно было выйти на палубу и снять с себя всю одежду (считалось, что ведьмы-ветры испугаются такого зрелища и повернут обратно). Помогал управлению ветром на кораблях и особый свист. Хотя по общему правилу считалось, что обычный свист может навлечь беду на корабль – вызвать шторм, к свисту все же прибегали во время затянувшегося штиля. Для этого у моряков имелись заговоренные свистки, которые хранились «под замком» и использовались только для «особых» случаев. Вероятно, этот обычай берет свое начало в Древней Греции. Так в греческих мифах рассказывалось, что морское божество Тритон по велению своего отца Посейдона может вызывать ветер, высвистывая его с помощью морской раковины. В верности этого мифа мог убедиться каждый: ведь если приложить раковину к уху, кажется, будто в ней свистит рвущийся из нее на свободу ветер. Именно поэтому раковины у некоторых народов имели огромную цену, а кое-где (например, на островах Океании) они использовались даже вместо денег. В Древнем Китае раковины, закрученные спиралью по часовой стрелке, считались обителью духов ветров и хранились в монастырях, как святыня. Удачливый моряк, получивший эту реликвию в плавание, был уверен, что его кораблю будут не страшны любые бури.

Человек жил душа в душу с ветром, общался с ним. В каждой местности были свои наименования ветров, про каждый из них самый простой человек мог рассказать тысячи историй, описать все его приметы. Всем известны величественные ветры самум (сухой жаркий ветер пустыни, поднимающий пыльные бури, способные убить человека: влажность при таком ветре падает до нуля, а температура может достигать 50 градусов Цельсия), бора (холодный шквалистый ветер, спускающийся с горных хребтов в долины, несущий резкое понижение температуры, а порой, и обледенение), фен (теплый весенний ветер, дующий с гор, провоцирующий быстрое таяние снегов и многократно усиливающий опасность схода лавин), сирокко – ветер из Африки, дующий в странах Средиземного моря, несущий жару и сухость), мистраль (холодный сильный северо-западный ветер на Средиземном побережье во Франции,- ветер, приносящий много бед земледелам,- ветер, своей настойчивостью и неутомимостью лишавший великого Ван Гога способности творить). Другие, менее знаменитые ветра, в каждой местности назывались по-разному: суховей, поветрица, низовка, горишняк. В одной области могло существовать более десятка различных наименований ветров.

Переменчивость ветра, его мелодичность – делали его любимцев поэтов и музыкантов. «Другие - с очами и с личиком светлым, а я-то ночами беседую с ветром…», - писала в своих стихах М. Цветаева. Название «музыка ветра» стало нарицательным именем для китайских колокольчиков, которые вздрагивая, как бы слегка касаются наших душ, жалеют о былом и грезят о будущем... А Вы замечали что колокольчики, подвешенные над дверью, вздрагивая каждый раз от ее удара, выдают мелодию, полностью соответствующую характеру входящего человека… Считалось, что такие колокольчики могут отвести от дома несчастье.

Ветер может принести людям и добро и зло, стать причиной глобальных перемен. Поэтому часто люди говорят: «Вот откуда ветер дует», имея в виду, что поняли суть происходящего. В нашу политическую жизнь прочно вошло выражение: «ветер перемен», означающее кардинальную смену направления развития общества. Во вторжении ветра в человеческую жизнь, в красоте и мощи стихии, есть что-то завораживающее, мистическое. Так, многие на себе испытали чувство внутренней радости, восторга перед приближающейся бурей, когда, вместо того, чтобы бежать от нее подальше, человек стоит, как вкопанный, любуясь могуществом природы.

Иногда кажется, что ветер возникает безо всякой причины, без видимого ухудшения погоды, как гром среди ясного неба. Самым коварным и хитрым из всех ветров по праву считается «белый шквал». Его приближение почти невозможно предсказать, потому что практически всегда он возникает при совершенно безоблачном небе. Иногда единственными его вестниками могут быть белые кучевые облака, напоминающие дирижабли. Так же внезапно налетает и грозный ветер пустынь самум,- предсказать его появление можно лишь по особому звуку трущихся друг об друга песчинок песка, именуемом в народе «песня песков».

Проносящиеся по земле страшные бури, смерчи, ураганы заставляют нас задуматься о том, в каком мире мы живем, и о том, кто мы в этом мире. Может быть, благодаря своей природе, своему мятежному духу, человек часто ощущает свое родство с природой именно во время бури. И иногда мелькает мысль, а, может, действительно, мы одного племени, и сами неосознанно вызываем к жизни эту непостижимую стихию...

www. znaikak . ru

0

3

А.А.Плотникова

Ветер в народных представлениях наделяется свойствами демонического существа. Могущество Ветра, его разрушительная (наравне с градом, бурей, метелью) или благотворная сила (аналогично дождю или солнечным лучам) вызывает необходимость задабривать Ветер: ласково с ним разговаривать, “кормить” и даже приносить ему жертву. Характерно и деление Ветров на “добрые” (например, такие, как “святой воздух” — благоприятный, попутный Ветер) и на “злые”, наиболее ярким воплощением которых является вихрь.

Бугеро, ВетерВ славянских верованиях Ветер обитает в местах далеких, таинственных и недостижимых. Это и глухой лес, и необитаемый остров в океане, чужие края по другую сторону моря, крутая, высокая гора и т.п. В южнорусских областях Ветер представляли себе сердитым стариком, который живет “за морем”.

В соответствии с индоевропейскими воззрениями на Ветер как на “дыхание Земли”, местами его пребывания считались различные пропасти, ямы и пещеры. По представлениям южных славян, такие пещеры и пропасти стерегут летучие змеи, одноглазая ведьма или слепой старец, безуспешно пытающиеся закрыть дыру, из которой выходит Ветер.

Ветры могут подчиняться высшему божеству: в “Слове о полку Игореве” Ветры — “Стрибожьи внуки”. По руссским верованиям, Ветров много, но главных — четыре (соответственно четырем сторонам света); они “сидят по углам земли”, старший среди них называется “вихровой атаман”: ему повинуются все остальные, он же посылает Ветры и вихри дуть туда, куда захочет. В севернорусской традиции известны “ветряной царь”, “ветер Мойсий”, “ветер Лука”, а также “Седориха” — северный Ветер. В Вологодской быличке рассказывается, что двенадцать ветров прикованы цепями к скале посреди океана; срываясь с цепи, они попадают на землю.

Представление о Ветре как об одушевленном, передвигающемся по воздуху существе выражалось и в желании человека пригласить, вызвать Ветер в тех случаях, когда он необходим для хозяйственных и иных нужд (при веянии жита, для работы мельниц и т. д.). Самым распространенным способом вызвать Ветер в затишье считался свист, реже — пение. Чтобы вызвать попутный Ветер, у русских моряков, особенно поморов, было принято насвистывать (К: не только у русских. Этот обычай есть у моряков практически во всем мире, и, вероятно, связан с симпатической магией (свист ветра в снастях)). Женщины прибрежных поморских селений выходили вечером к морю “молить ветер, чтоб не серчал”, помогал их близким, находящимся в море. Встав лицом к востоку, они напевным голосом обращались к желаемому восточному Ветру с просьбой “потянуть” и обещали ему “наварить каши и напечь блинов” (К: не зря говорят, что люди делятся на живых, мертвых и тех, кто в море). В Рязанской губернии, с целью вызвать Ветер при веянии жита, старухи изо всех сил дули в ту сторону, откуда его ждали, и махали руками, показывая ему нужное направление. У белорусов мельник должен был уметь “запречь ветер”: в частности, вызвать его в затишье, бросая горстями муку с верхушки мельницы.

Дар или жертва Ветру встречается у всех славян. Ветер “кормили” хлебом, мукой, крупой, мясом, остатками праздничных блюд; словенцы бросали навстречу Ветру пепел от костей животного, потроха. Чтобы успокоить сильный Ветер, в Хорватии и Боснии сжигали части одежды, старую обувь. В восточной Польше, приглашая Ветер во время жары, ему обещали отдать девочку, называя ее по имени: “Подуй, ветерок, подуй, дадим тебе Анусю” (К:но только обещали...:) ) и т.п.

Появление Ветра часто связывается с общеславянскими представлениями о Ветре как местонахождении душ и Демонов. Душа (в виде дыхания, дуновения) отождествлялась с воздухом, Ветром, вихрем. Считалось, что с Ветром летают души больших грешников; сильный Ветер означает чью-то насильственную смерть. По польским и словацким поверьям, в завывающем Ветре слышны стоны висельника. Белорусы полагают, что холодный Ветер дует с той стороны, где утонул человек. Ветер в день поминовения умерших у кашубов означает плач души. По украинским верованиям, появление “ходячих” покойников сопровождается порывами Ветра. В Вологодской губернии считалось, что тихий ветерок возникает от дуновения ангелов, а бурный — результат действия дьявольских сил. В. сопровождает появление таких демонов, как вилы у южных славян, “поветруля” и “витрэница”, “ветреник” — в Карпатах, ведьма, черт — у восточных и западных славян.

По др. представлениям, Ветер появляется, оттого что “дьявол” играет на вербовой дудочке, помощники Ветра дуют в мехи, кузнецы надувают мехи, рушатся деревья, поднимаются морские волны и т.д. Для предупреждения Ветра соблюдаются различные запреты: нельзя бить землю палкой, бичом, разорять муравейник, сжигать старый веник, дуть на огонь в Рождество, проклинать Ветер и многое другое.

“Злые” Ветры являются источниками болезней. Наиболее страшными считаются духи-Ветры, нападающие на людей и вызывающие эпилепсию, душевное расстройство. По поверьям южных славян, “дикие” и “бешеные” Ветры вызывают бешенство у людей и животных. Переносят различные болезни и небольшие, тихие ветерки: “красный”, “белый”, “голубой”, “желтый” и др.

Вместе с дуновением Ветра распространяется не только зараза, эпидемия, но и порча. Например, по русским поверьям, знахари и колдуны портят людей наговорами, зельем, а то и так: “по ветру пускают”.

В Польше о чаровнице говорили, что она бросает чары на Ветер, как будто “сеет”.

Для избавления от болезни, порчи и т.п. в заговорах и заклинаниях используется мотив ухода “нечисти” вместе с Ветром, например у белорусов: “Пошла, хира (немочь, болезнь, погань), наузвеи ветер!” Аналогичные “обращения” к болезни известны у болгар: “Ветер тебя принес, ветер тебя отнес”. И, наоборот, нельзя допустить, чтобы солому, на которой лежал мертвый, унес ветер; нельзя на ветру сушить детские пеленки, иначе память или мысли ребенка улетят вместе с ветром.

www. pagan. ru

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Форум проекта "Славянские рубежи" » Русь языческая, до крещения » Стрибог - Стрый - Старый Бог