Форум проекта "Славянские рубежи"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум проекта "Славянские рубежи" » Русь языческая, до крещения » Велес - Влас - Власий - кто он?


Велес - Влас - Власий - кто он?

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

В древнерусских источниках Велес называется покровителем домашних животных (скотьим богом) и богом материального благополучия (ср. др.-русск. скотъ 'богатство, деньги', либо этимологически тождественное, либо германское заимствование, сближенное с обозначением домашней скотины).

В Слове о полку Игореве древний песнотворец Боян называется «Велесовым внуком». Этот эпитет может говорить о функции Велеса как бога поэзии и обрядовой песни (издатели «Слова» усматривали здесь параллель со «скотьими» функциями Велеса и делали вывод о культе священного поэтического животного, подобного Пегасу).

Сельскохозяйственные функции Велеса прослеживаются в обычае оставлять ему в дар несжатыми т. н. волоти, несколько стеблей злаков. Эта жертва называется «Волосовой бородкой».

Вероятно, что часть функций Велеса взял на себя святой Никола, который покровительствовал богатству и торговле, а также считался в представлении русских хозяином подземного мира.

Культ Велеса, наряду с культом Перуна, относится к древнейшим общеславянским; имена этих божеств реконструируются на праславянском уровне. Имеются элементы системного противопоставления двух главных богов. Так, в договоре Руси с Византией 907 Велес (называемый в Повести временных лет Волос) соотносится с золотом, а Перун — с оружием. В Киеве идол Перуна стоял на горе (и затем входил в состав воздвигнутого князем Владимиром в 978 году пантеона), а идол Велеса, вероятно, на киевском Подоле, в нижней части города; среди шести богов киевского княжеского пантеона Велеса, несмотря на древность и всеобщесть его культа, не было. Похожая картина с «верхом» и «низом» имеется в Македонии, где есть город Велес, расположенный под холмом Ильи-пророка (перенявшего у Перуна функции громовержца), и в Хорватии, где есть посёлок Волоско под горой Перун. Это находило отражение и в социальном плане их культа: Велес считался богом «всей Руси», а Перун — преимущественно богом княжеской дружины.

Праславянские формы *Velsъ, *Volsъ можно сопоставить с балтийским именем бога загробного мира Вяльнаса. В ведической мифологии с Велесом сближают демона Валу, пожирающего скот. Согласно В. В. Иванову и В. Н. Топорову, в реконструируемом «основном мифе» Велес был противником Перуна-громовержца, похищающим его стада́.

В христианскую эпоху Велес, благодаря звуковой близости имён и совпадению некоторых черт культа, был сближен и ассимилирован с христианским святым Власием, покровителем скота. Вариант Волос осознавался как полногласный вариант к Власий. Уже в третьей четверти XI века в берестяной грамоте церковного содержания в перечне святых фигурирует Волос. Во вкладной грамоте Варлаама Хутынского (конец XII века) фигурирует человек по имени Волос — неясно, это дохристианское имя или уже просто то же, что Влас.

Остатки культа Велеса (обычно в синкретичном виде с культом святого Власия) сохранились на русском Севере, где известны идолы Велеса/Волоса и предания о капищах в честь него; для реконструкции культа имеют значение народные иконы св. Власия, фольклорные молитвы и заговоры с его именем. Его культ иногда сближается с культом медведя как «хозяина» животных.

С именем Велеса у славян связывалось звёдное скопление Плеяд (др.-русск. Волосыни, болг. Власците, серб. Влашиh).

Христианская традиция не полностью ассимилировала образ Велеса. Сохранилось представление о нём как о злом духе, чёрте: русские диалектные ёлс, волосатик, волосень — «нечистый дух, чёрт», чешск. Veles — «злой дух, демон» (XVI—XVII вв.).
Храмы Велеса
Идол Велеса находился в Киеве «под горой», на Подоле, т.е в торгово-ремесленной части Киева у пристань на р. Почайне. В «Житии Владимира» говорится, что этот идол был свержен во время крещения Руси в 988 году.: «А Волоса идола... веле в Почайну реку воврещи» [1]

В Ростове идол Велеса еще в XI веке стоял на Чудском конце города. Об этом сказано в житии Авраамия Ростовского: «Чудский конец поклонялся идолу каменну, Велесу». [2]

Город Ярославль по преданию был основан в 1010 году на месте храма Медвежий Угол, который был посвящен Велесу, и в котором волхвы содержали священного медведя. «Сему же многоказненному идолу и керметь (капище) створена бысть и волхов вдан, а сей неугасимый огнь Волосу держа и жертвенная ему кури». Князь Ярослав Мудрый, правивший в Ростове, убил медведя и разогнал волхвов.[3]

Велес по легенде был главным божеством племени словен. Летописи XVII века передают предание о грамоте Александра Македонского, данной предкам словен: «Сии ж князи словено-рустии... сию пречестнейшую епистолию почитаху вельми и обесиша ю в божницы своей по правую страну идола Велеса и честно покланяхуся ей, и праздник честен творяху в началный день примоса месяца» [4]Возможно, что капище Велеса располагалось на Перыни (одно из трех капищ), где позже была построена церковь св. Николая.

0

2

Други, накануне прихода времени Велеса, размещаю старинный гимн в его честь.
Пользуйтесь себе во здраву, Велесу во славу!

Щедре Велесе
Щедре дерзаце небеси
Велесе благо даре веси
Щедре Велесе
Зри на ны с небеси
Живо о дари
Живот возроди
Благо даре Велеси
Бо Велеси славо
Хоро рце Бо Живо
Се Бо Яви а Прави
Ато славо Веще те
Яко свете сее Радо
А чрезе яко взове тя
Да видяхор свиет Сва
Зрящете - а Яви Быть
А то Бо Веще о навше
Обрежещете
А то Бо Хоро Славо бысть
Бысть Славо Сва веще
А взове хоре Бо наше те
Яко земце суне Яри
Наше те а звездии дерзац
А светел Сва Веще
Бо Велесе Живо тя
Мудро дерзац ящет Яг
В зове хоре Роде бла
Бла Гои наше тя
Велесе Бо Живо га
Сыти суре сва гой
На Славо вещате
Бо бла жито
Щедре Велесе
Доле роще Славо Живь
Благо даре Велесе Доль
Грай Доля Ясыть Сва
Ясыть дольна Велесе
Радо Велесе
Живо Велесе
Ясыть Велесе благо даре
Гой Родако искон
Гой Родако искон
Гой Родако искон
Благо даре Ясыти
Злат-серебрый Велесе
От ныне, и до веку
Во всеи поселенной сва,
Родаре Велесе во Яви.

0

3

Слава Велесу!

0

4

Привожу здесь еще один несложный и весьма эффективный уряд славления Велеса.
Кому надо - примет к делу.
Слава Велесу!

Треба - древний обряд принесения жертвы кому-либо из Богов, проводимый по мере надобности вне зависимости от географического места и календарного времени. Требы Велесу желательно совершать в полнолунье на невозвышенной местности, сочетающей по возможности, все природные стихии (по близости от Воды, Леса и Поля), в темное время суток...

Обряд принесения Требы Велесу на укрепление Общины проведен верховодой Московской Велесовой Общины влх. Велемиром на требище в окресностях Баран-горы на берегу реки Яхромы 9 мая 1999 г. (Обряд приводится в сокращении).

Участники: волхв, потворник, потворница, общинники, гости.

Предметы: Алатырь-камень (валун), Огонь (костер), Дары (мед , хлебы), братина (ок. 2 л.), деревянная ложка, два масляных светильника, два рушника, два подноса.

Примечания: В обряде использовался небольшой (до 50 см. в диаметре) валун-чашечник; Мед – ритуальный напиток на основе темного пива, меда и трав; Хлебы - ржаные лепешки по числу участников.

Перед началом обряда волхв посохом проводит по земле борозду посолонь вокруг Огня и Алатырь-камня – круг диаметром 3-4 м. Волхв остается в круге, туда же заходят потворники. Общинники и гости встают за спиной волхва по периметру круга с внешней стороны, оставляя свободной половину или треть круга (обращенную к реке). Алатырь-камень находится между Огнем и волхвом. Потворник встает по правую руку волхва, потворница - по левую. Лики потворников обращены друг к другу, взор волхва направлен к Огню. В правой руке волхва - посох. Потворник в левой руке держит зажженный светильник, в правой руке – убранный рушником поднос с наполненной медом братиной. С передней стороны братины на подносе лежит ложка. Потворница в правой руке держит зажженный светильник, в левой - убранный рушником поднос с хлебами.

Волхв воздевает руки и трижды торжественно призывает Велеса, обращая взор свой поверх Огня – в пространство свободное от людей:

О, Великий Велес !
О, Великий Велес !
О, Великий Велес !

Далее волхв представляет Велесу присутствующих на обряде:

Обращаюсь к Тебе от своего имени,
от имени Общины Твоей и
от имени всех здесь присутствующих.

Волхв воздает Славу Велесу:

Слава Тебе, Велес !

Участники (по знаку волхва) трижды повторяют:

Слава Тебе, Велес !
Слава Тебе, Велес !
Слава Тебе, Велес !

Волхв произносит:

От ныне и до века !

Участники (по знаку волхва) повторяют:

От ныне и до века !

Волхв обращается к Велесу с просьбой:

Дай нам Мудрости Твоей Божественной !
Дай нам Силы Твоей Неодолимой !
Дай нам Защиты Твоей Несокрушимой !

Укрепи Общину Твою, Велесову -
чтоб и впредь крепла она и расширялась -
ибо мы внуки Твои.

Веди нас и дальше, Великий Велес, Путями Твоими -
ибо только Ты Пути ведаешь.

Укрепи Союз наш с Тобою -
да будет он мудрым, крепким и несокрушимым.

От ныне и до века !

Участники (по знаку волхва) трижды повторяют:

От ныне и до века !
От ныне и до века !
От ныне и до века !

Волхв призывает в свидетели духов:

Призываю в свидетели:
присутствующих здесь духов Огня,
присутствующих здесь духов Воды,
присутствующих здесь духов Воздуха,
присутствующих здесь духов Земли.

Призываю в свидетели духов этого Леса,
Призываю в свидетели духов этих Полей,
Призываю в свидетели духов этой Реки.

Волхв приступает к жертвоприношению:

В ознаменование Союза нашего, о Великий Велес,
приносим Тебе дары эти: этот Мед и этот Хлеб.

Волхв передает посох потворнику, который ставит светильник на край подноса и принимает посох, придерживая его в средней части. Волхв берет братину с медом, поворачивается к Огню и поднимает ее перед собой на уровень лица:

В ознаменование Союза нашего, о Великий Велес,
приносим Тебе этот Мед.

Волхв ставит братину (не выпуская ее из рук) на некоторое время на Алатырь-камень, после чего возвращает ее потворнику. Волхв берет ложку, зачерпывает мед из братины и торжественно вливает его в Огонь. После чего кладет ложку на поднос и поворачивается к потворнице.

Волхв берет у потворницы поднос с хлебами, поворачивается к Огню и поднимает его перед собой на уровень лица:

В ознаменование Союза нашего, о Великий Велес, приносим Тебе этот Хлеб.

Волхв ставит поднос с хлебами (не выпуская его из рук) на некоторое время на Алатырь-камень, после чего возвращает потворнице. Волхв берет один хлеб, преломляет его на две части, одну из которых торжественно предает Огню, а другую возвращает на поднос. После чего принимает от потворника посох и воздает Славу Велесу:

Слава Тебе, Велес !

Участники (по знаку волхва) трижды повторяют:

Слава Тебе, Велес !
Слава Тебе, Велес !
Слава Тебе, Велес !

Волхв произносит:

От ныне и до века !

Участники (по знаку волхва) трижды повторяют:

От ныне и до века !
От ныне и до века !
От ныне и до века !

Волхв поворачивается лицом к участникам и призывает принять угощение от Велеса:

Приобщимся же и мы даров Велесовых !
Примите от Него этот Мед и этот Хлеб.

Волхв передает посох потворнику, берет братину с медом, отпивает и передает ее посолонь участникам требы.

После чего принимает у потворника посох и берет у потворницы надломленный хлеб. Потворница обходит участников, наделяя их жертвенными хлебами.

Принимая братину, участники (по желанию) произносят короткие речи, обращаясь к Велесу или к другим участникам. По окончании некоторых речей (где это уместно) волхв произносит:

От ныне и до века !

Когда братина "возвращается", волхв принимает поднос со светильником, давая возможность потворнику испробовать мед. После чего волхв принимает поднос с двумя хлебами и светильником у потворницы, давая возможность и ей испробовать мед. Потворники потребляют хлеба и выносят подносы из круга.

Участники по знаку волхва пересекают борозду и подходят ближе к Огню - это означает окончание обряда. Участники еще некоторое время остаются около жертвенного костра: поют песни, ведут беседу, пьют мед

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Форум проекта "Славянские рубежи" » Русь языческая, до крещения » Велес - Влас - Власий - кто он?